На солнечное затмение автостопом

Предуведомление

Некоторые эпизоды этой поездки описаны не вполне точно, какие-то детали опущены, а отдельные моменты не рассказаны вовсе по самым разным причинам. Этот текст - художественное произведение по мотивам поездки, а не дневник и не хронометраж оной.
     Кроме того, пишу я это через два года, и я нынешний пишу о себе тогдашнем. Многое изменилось.

Начало

Квест - доехать до населённого пункта Павино под Новосибирском, посмотреть и сфотографировать полное солнечное затмение 1 августа 2008 года.
     27 июля 2008 года я полдня собирал рюкзак, помимо очевидной тур снаряги, ноутбука и фототехники я взял какое-то количество вещей, руководствуясь исключительно интуицией.

Старт

Вечер на посту ГАИ в Балашихе и грузовик до второго поворота на Муром.
     Здесь я стою минут двадцать, один, на хорошо освещённой, очень удобной позиции. При этом практически все машины передо мной притормаживают, водители смотрят на меня совершенно квадратными глазами, некоторые крутят пальцем у виска, после чего уезжают.
     Разгадка приезжает на легковушке со звуками "тынц-тынц-тынц". Из машины выходят две работящие девушки в весьма лёгкой одежде. Извинился и отошёл чуть назад, на другую позицию. И оттуда сразу же уехал на машине до жд вокзала в Нижнем.

Нижний-Казань

Поезд, сидячий вагон, в котором я оказался рядом с двумя иностранцами. Пожилой бельгиец и француженка - они ехали автостопом, электричками и вообще на перекладных через Россию и Казахстан (с заготовленными уже визами) на олимпиаду в Китай. Наиболее общим языком в нашем разговоре был английский. Прощаясь, мы искренне пожелали друг другу доехать вовремя.

28 июля. Казань

Побродил в окрестностях вокзала, купил карту Татарстана и резинку для волос в киоске. Киоскёрша, на вид лет 50-ти, сразу признала во мне автостопщика и с улыбкой сказала, что сама автостопом перестала активно ходить "лет пять назад" и объяснила как доехать до объездной. На автобусе доехал туда, простоял примерно минут десять.

Казань - поворот на Миасс

Здесь я поймал американский грузовик Peterbilt, который шёл в сторону Челябинска до поворота на Миасс. ЭТО НАТУРАЛЬНО КОМФОРТНАЯ МАШИНА, оооооо! А на ночёвке мы трепались с другим водителем в кафе, и он пожаловался на то, что уж очень старый атлас с собой, а надо в Татарстане найти аж три населённых пункта, названия которых не говорили ну совсем ничего и никому из нас. И я отдал ему карту Татарстана, на которой по крайней мере два из этих посёлков мы нашли сразу же.

small
full 1Mb

small
full 180kb

Поворот на Миасс - Челябинск

Как только я вылез на повороте - пошёл короткий, потрясающе красивый дождь.
     И посмотрев на меня, решительно голосующего под дождём, меня подвезли на 18 км на микроавтобусе ГАИшники до большой стоянки, заправки и пункта СТО.
     Как только я вылез из их микроавтобуса, я не успел застегнуть поясной ремень рюкзака - остановился жигуль (примерно пятой модели), выехавший с заправки - и повёз меня (ок 60км) до объездной Челябинска. Оказалось, что водитель - сам автостопщик, а сейчас едет домой в Челябинск. Заодно он объяснил, что дальше мне по объездной голосовать надо непременно на север, так как на южной объездной - ремонт моста, и несмотря на указатели, туда ехать не надо.
     Пройдя перекрёсток на север и найдя там кафешку, я переждал в ней небольшой сильный дождь и вышел голосовать снова. Тут я обнаружил, что потерял резинку с волос (она к тому моменту уж очень растрепалась). Пригодилась сделанная в Казани покупка. :)

Челябинск - Павино

С поворота выехал в мою сторону тентовый грузовик с прицепом, с характерного кирпично-красного цвета классической камазной мордой и тамбовскими номерами, а также с белым косым обтекателем наверху.
     Останавился он очень-очень медленно, ибо гружён явно "под завязку". Однако когда он наконец поравнялся со мной, я с недоумением обнаружил, что это никакой не Камаз, а очень даже Scania. Только без шильдика на физиономии, с низко посаженной кабиной, а сверху кабины - не халявный обтекатель, а полноценная двухместная утеплённая спалка с большим люком в неё и маленькими боковыми окошками.
     Как оказалось, эту машину принимали с морды за "Камаз" и ГАИшники, и потому гораздо реже тормозили на постах и вообще.
     И выясняется, что едет товарищ из Самары в какой-то мелкий посёлок в Кемеровскую область, и он первый раз за Уралом.
     В результате чтобы найти его пункт назначения, я вылез в нет через ГПРС с ноута и раскопал на Яндекс-картах весь маршрут.

Вокруг Казахстана

И тут было осознанно, что по прямой маршрут М51 Курган-Петропавловск-Омск проходит по не вполне дружественному (экономически) Казахстану, и ехать через две таможни ну никак не интересно. Осознали мы это после Кургана и в размышлении встали на стоянке где-то за Курганом и в кафешкке у водителей стали спрашивать дорогу. Самый подробный ответ дала одна милая дама, и другие водители только поддакивали:
     Ну да. Надо сворачивать на Ишим. Едете до указателя вправо на Макушино. Но поворачиваете налево. Там пиздец. Указателя там нет, названия населённых пунктов почти везде отсутствуют.
     Где-то после таблички Частоозерье Вас встретит ПОЛНЫЙ ПИЗДЕЦ, его лучше проезжать на скорости, там сейчас набросана ПРИБЛИЗИТЕЛЬНО по трассе будущей дороги щебёнка, её разравнивают, а объезжать это надо слева, где совсем пиздец - там увидите.
     Если увидите надпись Сивково - вы забрали слишком влево, там не проехать. Но вряд ли - с прицепом вы на Сивково так просто даже не свернёте.
     Где-то за Бердюжье - нормальная дорога на Ишим, там первая заправка и есть указатель.

     Вернувшись к машине, обнаружили заметную лужу смазки. Исследование показало, что треснул резинотканевый шланг маслопровода и потихоньку сифонит тонкой, но убедительной струйкой. Сняли шланг, стали искать чем латать. А у меня с собой оказалась термоусадка большого диаметра. В результате загерметизировали и поехали дальше.
     И В САМОМ ДЕЛЕ! Там был он самый - и полный и совсем. Водитель - ас. Не остановившись ни разу, мотаясь, аки гавно в проруби, под самый рассвет мы выбрались на ровную дорогу и немного недоезжая Ишима, встали спать.
     А дальше был Ишим, потом Омск. И в Павино я прибыл за сутки до собственно затмения - ок 15 часов 31 июля.

Павино

Выбравшись к железнодорожной станции, я обнаружил там прекрасный пешеходный мост через железную дорогу. Поднявшись на него, сфотографировал в облаках чудесный образ Дарта Вейдера. После чего нашёл придорожную крохотную гостиницу и за 800р снял на себя одного двухместный номер, где и отоспался. А там - фотки затмения

Кафе "У Озера"

Выйдя на трассу в обратную сторону, я сразу же поймал легковушку, которая довезла меня от Павино до стоянки "У озера" и свернула в сторону.
     А тут в кафешке гуляла компания, справлявшая, по их словам, "День инкассатора". В результате обстановочка на стоянке была как-то несколько напряжная, а часть водителей раньше уехала до следующей стоянки.
     Автостопщиков же тут в ту же сторону добавилось - пара парень с девушкой, не доехавшие до Новосибирска на затмение и посмотревшие частное на этой стоянке. И жутко усталый парень, едущий из Иркутска в Омск.
     И был вечер. И выяснилось, что единственный фонарь, освещающий единственное место, где можно стопить - очень слабый. Зависли? Нет уж.
     Проявив недюжинные чудеса дипломатии, совместно умудряемся иркутского товарища вписать на ночь в кабину к водителю, который стартует завтрашним утром. И была ночь.
     Дальше я сказал паре коллег - сейчас мы применим метод "сброс на следующего".
     Я встал на обочине за 50 метров до освещённого места с фонариком и по приближении очередной машины начинал размеренно мигать оным. Что видит подъезжающий водитель? Одинокую мигающую аварийку на обочине. Непонятное. Большинство водителей как минимум переключают свет на ближний и ВНИМАТЕЛЬНО смотрят на обочину. Первое, что они при этом видят - меня с фонариком. Я не голосую. А вот чуть дальше на единственном освещённом месте - активно голосуют по подъезжающей машине двое.
     Через 20 минут они уехали, а я уже начал было размышлять, как же мне уехать самому, как подъехал к стоянке грузовик и остановился. Водитель смотрел на явно разгорающийся в кафешке сабантуй, а я подошёл к нему.
     - Я еду до другой стоянки, не дальше. И спать.
     - Ну и прекрасно! - отвечаю, - Всяко там лучше будет стопить.

Хотят же некоторые...

Мы доехали до следующей стоянки, я же попробовал половить проезжающие там машины, но их стало совсем мало.
     Тишина. Откуда-то со стороны далеко расположенной деревни появляются две молодые леди, неторопливо обходят укладывающуюся спать автостоянку. Одна из них, сорвав с себя футболку и размахивая футболкой над головой, а грудью вообще, воскликнула:
     - ХОЧУ ЕБАТЬСЯ!!!
     И столько было искренности и драйва в этом возгласе, что тут же зажёгся свет в одной из кабин, и они нашли желаемое.
     Я же к этому моменту хотел спать, и спать одному. Уйдя метров на 200 в лесок, поставил палатку и заснул.

Право руля!

Утром выйдя к той же стоянке, я обнаружил стоящую в нужном мне направлении праворульную легковушку с водителем, мы молча обменялись взглядами, и рюкзак был сложен на заднее сиденье, а я устроился на левом, пассажирском.
     Дальше мы буквально летели, пройдя за 11 часов от той автостоянки до поворота на Сухой Лог, немного не доезжая до Екатеринбурга. Я отслеживал встречную полосу - "чисто", "далеко", "близко", и мы обгоняли практически всех. Ещё и пообедав по дороге.
     Он уехал в свой Сухой Лог, а я оказался в совершенно кромешном тумане и темноте. Пройдя метров 200 в сторону от дороги, нашёл у берега какой-то речки довольно приличное место и поставил палатку.

Иностранный Легион

Утром я собрался и дошёл до очередной кафешки. Попив чаю, вышел стопить.
     Первый же появившийся автомобиль остановился, и была это Волга ГАЗ-24 а-ля московские такси советских времён, старая, с круглыми фарами, потрёпанная и дребезжащая. Водитель же в ней был древнее машины прямо таки в несколько раз.
     Я раскрыл было рот - но он пресёк мою попытку говорить грозным:
     - Не колготИ!
     После чего стал рассказывать сам. Я не могу воспроизвести этого рассказа - он слишком, невозможно фееричен. Этот человек рассказывал о событиях в Одессе. Пытаясь связать то, что он говорит, со своими представлениями, я понял, что он служил во французской армии в 1918 году, и, по-видимому, в Иностранном Легионе. Все мои попытки задавать вопросы пресекались всё тем же "Не колготи!".
     В начале одного из плавных поворотов вправо стоял знак 40, и старик сбросил скорость именно до сорока. За ним при этом скопилось машин 20, и были машины на встречке. Сзади уже сигналили особенно торопливые, но старик упорно держал 40, в конце концов пояснив мне:
     - Эти тут всегда поджидають!.
     И точно - когда вся наша стихийная остервеневшая колонна выехала из-за поворота на прямой участок - там стояли гаишники с радаром. И мы торжественно проехали мимо них. При виде этой Волги гаишники аж опустили радар, отвернулись и спрятали палочки за спину. А старик с достоинством кивнул в их сторону:
     - Знают меня, боятся!
     Дальше я увидел большой жёлтый щит с описанием того, что дорогу ремонтируют, и что надо ехать в объезд. Попытался было обратить внимание старика на этот щит, но он ответил снова "Не колготи!" и поехал прямо.
     Я не знаю, что у них тут с этим стариком было раньше, но было полное ощущение, что мы едем на танке, которому ну всё по барабану! Наверное, впервые в жизни я увидел асфальтовый каток, который пятился, уступая дорогу "Волге", а в глазах водителя катка отчётливо был ужас и слёзы.
     Перед въездом в Ебург дедок меня высадил, и я стал раздумывать - куда и как мне дальше ловить машину, то ли в город, то ли по объездной. Но место было во всех отношениях неудачное - быстрый участок трассы, узкая обочина, далеко до поста.
     Однако в течение буквально минут пяти приехали гаишники, и участок под их радаром стал медленным и неторопливым.

Странная нынче молодёжь

Останавливается короткая "Нива", в которой уже сидит три человека, но тем не менее меня сажают на заднее сиденье, а водитель спрашивает куда мне.
     - Я автостопом, мне бы в сторону Перми выехать.
     - Ага. Тогда доедем до центра - там остановка бесплатного автобуса до Ашана - на нём как раз и попадёшь на выезд.
     Так, неспешно поговорив, мы проехали полгорода, и хорошо было видно, что водитель все повороты знает как свои пять пальцев. Он высадил последовательно всех троих пассажиров и поехал дальше...
     Только выйдя из машины и надев рюкзак, я вдруг понял, что было странного. На вид водителю было не больше 12-13 лет. И... "Как ангел пролетел". Инопланетянин? Волшебник? Не знаю. Не смогу объяснить.

Екатеринбург - Кунгур

До Ашана я в самом деле доехал на автобусе, после чего вышел на трассу - и встал за автобусной остановкой. Первой машиной оказался рейсовый автобус на Ревду, и он подъехал после остановки ко мне и взял по пути - до поворота на Ревду.
     Водитель сам, оказывается, ходил с детства автостопом, и, пусть недолго, но мы с ним искренне друг другу порадовались.
     А поворот оказался хитрой развязкой с длинным-длинным мостом, к концу которого я и пришёл ловить машины дальше. А тут оказались ещё два автостопщика, и у них была карта, и потрепавшись с ними, я понял, что до Перми по дороге есть Кунгур. а там - Кунгурская ледяная пещера. И я решил, что еду в Кунгур и непременно попаду в пещеру.
     После того, как уехали двое коллег, на меня остановился рейсовый автобус до Ачит. В автобусе я вылез с ноута в интернет и выяснил расписание работы пещеры, электричек и т.п.
     В Ачит я оказался в самом низу длинного прямого спуска, к которому машины приезжают с большой скоростью, а дальше - практически прямая горизонтальная дорога. Попробовав половить машины, я ощутил всю безнадёжность позиции.
     На обочине же стояла пассажирская Газель с водителем и четырьмя пассажирами. Подойдя к ним, я выяснил, что у них сломан движок, и они уже пробовали попроситься на буксир до Кунгура. Однако буксировать машину с пассажирами по правилам нельзя, а значит надо ещё и уехать в Пермь как-то четырём пассажирам. Ситуация практически патовая.
     И тут приехали бодрые, весёлые гаишники и решительно встали в конце длинного спуска ловить разгоняющихся водителей.
     - О! - сказал я водителю неисправной Газели. - Гаишники это просто прекрасно!
     - Почему? - удивился он.
     - Потому что теперь медленно съезжающие с горы будут намного легче стопиться. И нам остаётся только постараться поймать микроавтобус какой-нибудь, чтобы увезти и пассажиров, и твою Газель.
     Сказав такие слова, я решительно повернулся к дороге и увидел спускающийся микроавтобус. И уверенно его остановил.
     - Шеф. Тут твой коллега сломался, нужно его дотянуть до Кунгура, и пассажиров у него четверо, ну и я. Сможешь?
     - Рад был бы, но я до Суксума только (это середина пути от Ачит до Кунгура).
     - Ну хоть до Суксума... А если за деньги?
     - У меня не хватит, - откликается водитель сломанной Газели, - тут минимум 3 тысячи аварийщики просят.
     - У меня хватит, - говорю я ему, а тому, - За тысячу едем?
     - Две, - отвечает он.
     - Полторы, и его ты на его стоянку, а нас четверых на жд вокзал. Мне самому всё равно надо в Кунгур.
     - Договорились.
     И мы все успели - ребята уехали в Пермь на электричке, которая отправлялась через 20 минут после того, как мы приехали на вокзал, я уехал к ледяной пещере.

Кунгурская ледяная пещера

Мой отец побывал в этой пещере ещё до моего рождения, в 1960-х годах. Тогда там не было оборудованного входа, и он пробирался туда по входному шкурнику. И фотографировал там. И вот - через 40 с лишним лет я попал в это чудесное место. Фото А от Кунгура до Перми получилось как-то совсем без приключений. Приехав же в Пермь в глубокую ночь, я понял, что устал, и что погода (дождь с дичайшим ветром) не способствует дальнейшему стопу. И пошёл на вокзал.

На вокзале в Перми

Я вхожу в кассовый зал, смотрю на информационный телевизор и вижу один билет на проходящий поезд. Подхожу к кассе - и он мне достаётся, последний билет до Кирова.
     До отправления 3 часа, и я иду в сервис-центр, где есть розетка. Она там единственная, принадлежит телевизору, но кроме меня никого нету, и я с удовольствием выключаю телевизор и включаю свой ноут. Сижу в инете.
     Через минут 10 вижу на входе в сервис-центр мужика с ноутбучной сумкой, который говорит с тёткой на входе. Она явно ему объясняет, что розетка одна. Они поворачиваются ко мне и видят меня, выразительно держащего в руке удлинитель на 4 розетки.

Киров-Чебоксары

В путешествии в Киров, да и собственно в пребывании в Кирове ничего особенного не было. А машину в сторону Нижнего я стал ловить рано утром из Кирова, но поймал идущий на Ульяновск грузовик, который, естественно, ехал на Йошкар-Олу, а потом на Новочебоксарск. Я решил, что стопом по М7 идти будет проще, и еду до перекрёстка у Новочебоксарска.

У нас война!

Тишина. Автобусная остановка в районе Новочебоксарска. НИ ОДНОЙ МАШИНЫ на М7 в течение почти часа. И тут приходит СМС короткая и очень выразительная: "У нас война!" от вебмастера сайтов Россия 3, Геополитика и Евразия, поддержкой серверов которых я занимаюсь. И первая мысль - "Ну раз СМС ещё приходят, значит это ещё не пиздец. По крайней мере, не Большой Пиздец".
     Я вылезаю в сеть - и оказывается, что началась войнушка с Грузией. Да-да, 8 августа. А на сайте россия3 народ, который в это самое время оказался в Осетии - выкладывает прямо таки репотажи, фото и видео с мест событий. И на примерно двадцатой минуте этого цирка сервер ложится под нагрузкой, а я с матерком и развевающимися волосами стучу по клавишам, сидя на скамейке автобусной остановки посреди степи. И закатное солнце. И у меня не больше двух часов работы на аккумуляторе, и пришлось запустить пересборку MySQL сервера, ибо критичное для быстродействия обновление вышло пять дней назад, и я отнюдь не уверен, что этого будет достаточно...

Чебуреки... Чебоксары.

Сервер был починен, всё стало на свои места, война пошла своим чередом, а я на ШЕСТИ машинах 4 часа объезжал Чебоксары.
     На выезде из этого города застрял я и ещё двое. И был вечер, и было совсем темно. Применив уже описанный выше трюк с фонариком, удалось отправить одного автостопщика дальше, а вдвоём с другим мы встали лагерем и ночевали в лесополосе чуть в стороне от трассы.

Куда ведёт меня...

Утром мой коллега собрался и уехал раньше меня, я же запасся водой и поймал легковушку до первого поворота на Муром.
     На этом повороте стояла длинная череда бабушек, торгующих мёдом и ягодами, и это решительно улучшало условия стопа, позволяя завязывать разговор с остановившимися для покупки водителями и замедляя движение остальных.
     Не простояв и получаса, я поймал грузовик, идущий в Питер и намеревавшийся объезжать Москву по "второй рокадной".
     С этим водителем у нас получился и странный, и весёлый теологический спор. Он искренне говорил, что Бог хранит его и соглашался со мной в том, что мир прекрасен и добр к нам. Он говорил, что какое бы ни было зло - оно не больше чем наши ошибки и ошибки других людей. И что "неизбежное зло" - та же самая истина, что "без ошибок не проживёшь". Не помню всех подробностей, да и не важно это. Удивительно цельный и слегка отчаянный человек.
     И ехали мы, ориентируясь по ГПС-навигатору. Однако в карте навигатора поворот был прописан для выезда ИЗ Москвы. В результате значительно более ранний поворот направо, нужный ему, мы прозевали.
     - А ну и ладно, значит проедем по МКАДу! - сказал он беззаботно.
     - Но на МКАДе мы будем около 6 вечера, и там будет задница! - ответил я.
     - Ерунда, с нами Бог! - весело сказал он...
     И мы приехали на МКАД, и свернули на север и доехали до нужного мне и ему перекрёстка с Ленинградским шоссе так, как будто нет вечерних пробок в Москве. И все машины ехали с нормальной скоростью. И на автозаправке недалеко от перекрёстка с Ярославкой, пока он заправлялся, я показывал ему на экране ноутбука фотографии солнечного затмения и Кунгурской ледяной пещеры.
     Спасибо ему.

Дома

Разбирая рюкзак, я обнаружил, что ВСЕ до единой взятые мной вещи, кроме двух презервативов, мне в самом деле понадобились, и, как правило, ровно по одному разу.

Я, владелец авторских прав на этот текст, добровольно передаю его в общественное достояние. Если для кого-либо это юридически невозможно, я разрешаю всем использовать этот текст в любых целях без каких бы то ни было условий, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.