Предуведомление
Некоторые эпизоды этой поездки описаны не вполне точно,
какие-то детали опущены, а отдельные моменты не
рассказаны вовсе по самым разным причинам. Этот текст -
художественное произведение по мотивам поездки, а не
дневник и не хронометраж оной.
Кроме того, пишу я
это через два года, и я нынешний пишу о себе тогдашнем.
Многое изменилось.
Начало
Квест - доехать до населённого пункта
Павино под Новосибирском, посмотреть и сфотографировать полное
солнечное затмение 1 августа 2008 года.
27 июля 2008 года я полдня
собирал рюкзак, помимо очевидной тур снаряги, ноутбука и фототехники
я взял какое-то количество вещей, руководствуясь исключительно интуицией.
Старт
Вечер на посту ГАИ в Балашихе и грузовик до второго поворота на Муром.
Здесь я стою минут двадцать, один,
на хорошо освещённой, очень удобной позиции. При этом практически
все машины передо мной притормаживают, водители смотрят на меня
совершенно квадратными глазами, некоторые крутят
пальцем у виска, после чего уезжают.
Разгадка приезжает на легковушке со
звуками "тынц-тынц-тынц". Из машины выходят две работящие девушки в
весьма лёгкой одежде. Извинился и отошёл чуть назад, на другую позицию.
И оттуда сразу же уехал на машине до жд вокзала в Нижнем.
Нижний-Казань
Поезд, сидячий вагон, в котором я оказался рядом с двумя иностранцами.
Пожилой бельгиец и француженка - они ехали
автостопом, электричками и вообще на
перекладных через Россию и Казахстан (с заготовленными уже визами) на
олимпиаду в Китай. Наиболее общим языком в нашем разговоре был английский.
Прощаясь, мы искренне пожелали друг другу доехать вовремя.
28 июля. Казань
Побродил в окрестностях вокзала, купил карту Татарстана и резинку
для волос в киоске. Киоскёрша, на вид лет 50-ти, сразу
признала во мне автостопщика и с улыбкой сказала, что сама автостопом
перестала активно ходить "лет пять назад" и объяснила как доехать до
объездной. На автобусе доехал туда, простоял примерно минут десять.
Казань - поворот на Миасс
Здесь я поймал американский грузовик Peterbilt, который шёл в сторону
Челябинска до поворота на Миасс. ЭТО НАТУРАЛЬНО КОМФОРТНАЯ МАШИНА, оооооо!
А на ночёвке мы трепались с другим водителем в кафе, и он пожаловался
на то, что уж очень старый атлас с собой, а надо в Татарстане найти
аж три населённых пункта, названия которых не говорили ну совсем ничего
и никому из нас. И я отдал ему карту Татарстана, на которой по крайней
мере два из этих посёлков мы нашли сразу же.
Поворот на Миасс - Челябинск
Как только я вылез на повороте - пошёл короткий, потрясающе красивый дождь.
И посмотрев на меня, решительно
голосующего под дождём, меня подвезли на 18 км на микроавтобусе ГАИшники до
большой стоянки, заправки и пункта СТО.
Как только я вылез из их микроавтобуса,
я не успел застегнуть поясной ремень рюкзака - остановился жигуль (примерно
пятой модели), выехавший с заправки - и повёз меня (ок 60км) до объездной
Челябинска. Оказалось, что водитель - сам автостопщик, а сейчас едет домой
в Челябинск. Заодно он объяснил, что дальше мне по объездной голосовать
надо непременно на север, так как на южной объездной - ремонт моста,
и несмотря на указатели, туда ехать не надо.
Пройдя перекрёсток на север и найдя там
кафешку, я переждал в ней небольшой сильный дождь и вышел голосовать снова.
Тут я обнаружил, что потерял резинку с волос (она к тому моменту уж очень
растрепалась). Пригодилась сделанная в Казани покупка. :)
Челябинск - Павино
С поворота выехал в мою сторону тентовый грузовик с прицепом, с
характерного кирпично-красного цвета классической камазной мордой и
тамбовскими номерами, а также с белым косым обтекателем наверху.
Останавился он
очень-очень медленно, ибо гружён явно "под завязку".
Однако когда он наконец поравнялся со мной, я с недоумением обнаружил,
что это никакой не Камаз, а очень даже Scania. Только без шильдика
на физиономии, с низко посаженной кабиной, а сверху кабины - не халявный
обтекатель, а полноценная двухместная утеплённая спалка с большим люком
в неё и маленькими боковыми окошками.
Как оказалось, эту машину принимали с морды
за "Камаз" и ГАИшники, и потому гораздо реже тормозили на постах и вообще.
И выясняется, что едет товарищ из Самары
в какой-то мелкий посёлок в Кемеровскую область, и он первый раз за Уралом.
В результате чтобы найти его пункт
назначения, я вылез в нет через ГПРС с ноута и раскопал на Яндекс-картах
весь маршрут.
Вокруг Казахстана
И тут было осознанно, что по прямой маршрут М51
Курган-Петропавловск-Омск проходит по не вполне дружественному (экономически)
Казахстану, и ехать через две таможни ну никак не интересно. Осознали мы это
после Кургана и в размышлении встали на стоянке где-то за Курганом
и в кафешкке у водителей стали спрашивать дорогу. Самый подробный ответ дала
одна милая дама, и другие водители только поддакивали:
Ну да. Надо сворачивать на Ишим.
Едете до указателя вправо на Макушино.
Но поворачиваете налево. Там пиздец. Указателя там нет, названия
населённых пунктов почти везде отсутствуют.
Где-то после таблички Частоозерье Вас
встретит ПОЛНЫЙ ПИЗДЕЦ, его лучше проезжать на скорости, там сейчас
набросана ПРИБЛИЗИТЕЛЬНО по трассе будущей дороги щебёнка, её разравнивают,
а объезжать это надо слева, где совсем пиздец - там увидите.
Если увидите надпись
Сивково - вы забрали слишком влево, там не проехать.
Но вряд ли - с прицепом вы на Сивково так просто даже не свернёте.
Где-то за Бердюжье - нормальная дорога на
Ишим, там первая заправка и есть указатель.
Вернувшись к машине, обнаружили заметную
лужу смазки. Исследование показало, что треснул резинотканевый шланг
маслопровода и потихоньку сифонит тонкой, но убедительной струйкой.
Сняли шланг, стали искать чем латать. А у меня с собой оказалась термоусадка
большого диаметра. В результате загерметизировали и поехали дальше.
И В САМОМ ДЕЛЕ! Там был он самый - и
полный и совсем. Водитель - ас. Не остановившись ни разу, мотаясь,
аки гавно в проруби, под самый рассвет мы выбрались на ровную дорогу и
немного недоезжая Ишима, встали спать.
А дальше был Ишим, потом Омск. И в Павино
я прибыл за сутки до собственно затмения - ок 15 часов 31 июля.
Павино
Выбравшись к железнодорожной станции, я обнаружил там прекрасный
пешеходный мост через железную дорогу. Поднявшись на него, сфотографировал в
облаках чудесный образ Дарта Вейдера. После чего нашёл придорожную
крохотную гостиницу и за 800р снял на себя одного двухместный номер,
где и отоспался.
А там - фотки затмения
Кафе "У Озера"
Выйдя на трассу в обратную сторону, я сразу же поймал легковушку,
которая довезла меня от Павино до стоянки "У озера" и свернула в сторону.
А тут в кафешке гуляла компания, справлявшая,
по их словам, "День инкассатора". В результате обстановочка на стоянке
была как-то несколько напряжная, а часть водителей раньше уехала до
следующей стоянки.
Автостопщиков же тут в ту же сторону
добавилось - пара парень с девушкой, не доехавшие до Новосибирска на
затмение и посмотревшие частное на этой стоянке. И жутко усталый парень,
едущий из Иркутска в Омск.
И был вечер. И выяснилось, что
единственный фонарь, освещающий единственное место, где можно стопить -
очень слабый. Зависли? Нет уж.
Проявив недюжинные чудеса дипломатии,
совместно умудряемся иркутского товарища вписать на ночь в кабину к водителю,
который стартует завтрашним утром. И была ночь.
Дальше я сказал паре коллег - сейчас
мы применим метод "сброс на следующего".
Я встал на обочине за 50 метров до
освещённого места с фонариком и по приближении очередной машины начинал
размеренно мигать оным. Что видит подъезжающий водитель? Одинокую мигающую
аварийку на обочине. Непонятное. Большинство водителей как минимум
переключают свет на ближний и ВНИМАТЕЛЬНО смотрят на обочину. Первое,
что они при этом видят - меня с фонариком. Я не голосую. А вот чуть дальше
на единственном освещённом месте - активно голосуют по подъезжающей машине
двое.
Через 20 минут они уехали, а я уже начал было
размышлять, как же мне уехать самому, как подъехал к стоянке грузовик и
остановился. Водитель смотрел на явно разгорающийся в кафешке сабантуй, а
я подошёл к нему.
- Я еду до другой стоянки, не дальше. И спать.
- Ну и прекрасно! - отвечаю, - Всяко
там лучше будет стопить.
Хотят же некоторые...
Мы доехали до следующей стоянки, я же
попробовал половить проезжающие там машины, но их стало совсем мало.
Тишина. Откуда-то со стороны далеко
расположенной деревни появляются две молодые леди, неторопливо обходят
укладывающуюся спать автостоянку. Одна из них, сорвав с себя
футболку и размахивая футболкой над головой, а грудью вообще, воскликнула:
- ХОЧУ ЕБАТЬСЯ!!!
И столько было искренности и драйва в
этом возгласе, что тут же зажёгся свет в одной из кабин, и они нашли
желаемое.
Я же к этому моменту хотел спать,
и спать одному. Уйдя метров на 200 в лесок, поставил палатку и заснул.
Право руля!
Утром выйдя к той же стоянке, я обнаружил стоящую в нужном мне
направлении праворульную легковушку с водителем, мы молча обменялись
взглядами, и рюкзак был сложен на заднее сиденье, а я устроился на
левом, пассажирском.
Дальше мы буквально летели, пройдя
за 11 часов от той автостоянки до поворота на Сухой Лог, немного не доезжая
до Екатеринбурга. Я отслеживал встречную полосу - "чисто", "далеко", "близко",
и мы обгоняли практически всех. Ещё и пообедав по дороге.
Он уехал в свой Сухой Лог, а я оказался в
совершенно кромешном тумане и темноте. Пройдя метров 200 в сторону от дороги,
нашёл у берега какой-то речки довольно приличное место и поставил палатку.
Иностранный Легион
Утром я собрался и дошёл до очередной кафешки. Попив чаю, вышел стопить.
Первый же появившийся автомобиль
остановился, и была это Волга ГАЗ-24 а-ля московские такси советских времён,
старая, с круглыми фарами, потрёпанная и дребезжащая. Водитель же в ней был
древнее машины прямо таки в несколько раз.
Я раскрыл было рот - но он
пресёк мою попытку говорить грозным:
- Не колготИ!
После чего стал рассказывать сам.
Я не могу воспроизвести этого рассказа - он слишком, невозможно фееричен.
Этот человек рассказывал о событиях в Одессе. Пытаясь связать то, что он
говорит, со своими представлениями, я понял, что он служил во французской
армии в 1918 году, и, по-видимому, в Иностранном Легионе. Все
мои попытки задавать вопросы пресекались всё тем же "Не колготи!".
В начале одного из плавных поворотов вправо
стоял знак 40, и старик сбросил скорость именно до сорока. За ним при этом
скопилось машин 20, и были машины на встречке. Сзади уже сигналили особенно
торопливые, но старик упорно держал 40, в конце концов пояснив мне:
- Эти тут всегда поджидають!.
И точно - когда вся наша стихийная
остервеневшая колонна выехала из-за поворота на прямой участок - там стояли
гаишники с радаром. И мы торжественно проехали мимо них.
При виде этой Волги гаишники аж опустили радар, отвернулись
и спрятали палочки за спину. А старик с достоинством кивнул в их сторону:
- Знают меня, боятся!
Дальше я увидел большой
жёлтый щит с описанием того, что дорогу ремонтируют, и что надо ехать в объезд.
Попытался было обратить внимание старика на этот щит, но он ответил снова
"Не колготи!" и поехал прямо.
Я не знаю, что у них тут с этим стариком
было раньше, но было полное ощущение, что мы едем на танке, которому ну всё
по барабану! Наверное, впервые в жизни я увидел асфальтовый каток, который
пятился, уступая дорогу "Волге", а в глазах водителя катка отчётливо был ужас
и слёзы.
Перед въездом в Ебург дедок меня высадил, и
я стал раздумывать - куда и как мне дальше ловить машину, то ли в город,
то ли по объездной. Но место было во всех отношениях неудачное - быстрый
участок трассы, узкая обочина, далеко до поста.
Однако в течение буквально минут пяти
приехали гаишники, и участок под их радаром стал медленным и неторопливым.
Странная нынче молодёжь
Останавливается короткая "Нива", в которой уже сидит три человека, но
тем не менее меня сажают на заднее сиденье, а водитель спрашивает куда
мне.
- Я автостопом, мне бы в сторону
Перми выехать.
- Ага. Тогда доедем до центра - там
остановка бесплатного автобуса до Ашана - на нём как раз и попадёшь на выезд.
Так, неспешно поговорив,
мы проехали полгорода, и хорошо было видно, что водитель все повороты
знает как свои пять пальцев. Он высадил последовательно всех троих
пассажиров и поехал дальше...
Только выйдя из машины и надев рюкзак,
я вдруг понял, что было странного. На вид водителю было не больше
12-13 лет. И... "Как ангел пролетел".
Инопланетянин? Волшебник? Не знаю. Не смогу объяснить.
Екатеринбург - Кунгур
До Ашана я в самом деле доехал на
автобусе, после чего вышел на трассу - и встал за автобусной остановкой.
Первой машиной оказался рейсовый автобус на Ревду, и он подъехал после
остановки ко мне и взял по пути - до поворота на Ревду.
Водитель сам, оказывается, ходил с
детства автостопом, и, пусть недолго, но мы с ним искренне друг другу
порадовались.
А поворот оказался хитрой развязкой с
длинным-длинным мостом, к концу которого я и пришёл ловить машины дальше.
А тут оказались ещё два автостопщика, и у них была карта, и потрепавшись
с ними, я понял, что до Перми по дороге есть Кунгур. а там - Кунгурская
ледяная пещера. И я решил, что еду в Кунгур и непременно попаду в пещеру.
После того, как уехали двое коллег,
на меня остановился рейсовый автобус до Ачит. В автобусе я вылез с ноута
в интернет и выяснил расписание работы пещеры, электричек и т.п.
В Ачит я оказался в самом низу длинного
прямого спуска, к которому машины приезжают с большой скоростью, а дальше -
практически прямая горизонтальная дорога. Попробовав
половить машины, я ощутил всю безнадёжность позиции.
На обочине же стояла пассажирская Газель
с водителем и четырьмя пассажирами. Подойдя к ним, я выяснил, что у них сломан
движок, и они уже пробовали попроситься на буксир до Кунгура. Однако
буксировать машину с пассажирами по правилам нельзя, а значит надо ещё
и уехать в Пермь как-то четырём пассажирам. Ситуация
практически патовая.
И тут приехали бодрые, весёлые
гаишники и решительно встали в конце длинного спуска ловить
разгоняющихся водителей.
- О! - сказал я водителю неисправной
Газели. - Гаишники это просто прекрасно!
- Почему? - удивился он.
- Потому что теперь медленно съезжающие
с горы будут намного легче стопиться. И нам остаётся только постараться
поймать микроавтобус какой-нибудь, чтобы увезти и пассажиров, и твою
Газель.
Сказав такие слова, я решительно повернулся
к дороге и увидел спускающийся микроавтобус. И уверенно его остановил.
- Шеф. Тут твой коллега сломался, нужно
его дотянуть до Кунгура, и пассажиров у него четверо, ну и я. Сможешь?
- Рад был бы, но я до Суксума только (это
середина пути от Ачит до Кунгура).
- Ну хоть до Суксума... А если за деньги?
- У меня не хватит, - откликается водитель
сломанной Газели, - тут минимум 3 тысячи аварийщики просят.
- У меня хватит, - говорю я ему, а тому, -
За тысячу едем?
- Две, - отвечает он.
- Полторы, и его ты на его стоянку,
а нас четверых на жд вокзал. Мне самому всё равно надо в Кунгур.
- Договорились.
И мы все успели - ребята уехали в Пермь
на электричке, которая отправлялась через 20 минут после того, как мы приехали
на вокзал, я уехал к ледяной пещере.
Кунгурская ледяная пещера
Мой отец побывал в этой пещере ещё до моего рождения, в 1960-х годах.
Тогда там не было оборудованного входа, и он пробирался туда по
входному шкурнику. И фотографировал там. И вот - через 40 с лишним
лет я попал в это чудесное место.
Фото
А от Кунгура до Перми получилось как-то совсем без приключений.
Приехав же в Пермь в глубокую ночь, я понял, что устал, и что погода
(дождь с дичайшим ветром) не способствует дальнейшему стопу. И пошёл
на вокзал.
На вокзале в Перми
Я вхожу в кассовый зал, смотрю на информационный телевизор и вижу один билет
на проходящий поезд. Подхожу к кассе - и он мне достаётся, последний билет
до Кирова.
До отправления 3 часа, и я иду в
сервис-центр, где есть розетка. Она там единственная, принадлежит
телевизору, но кроме меня никого нету, и я с удовольствием выключаю
телевизор и включаю свой ноут. Сижу в инете.
Через минут 10 вижу на входе в
сервис-центр мужика с ноутбучной сумкой, который говорит с тёткой
на входе. Она явно ему объясняет, что розетка одна. Они поворачиваются ко мне
и видят меня, выразительно держащего в руке удлинитель на 4 розетки.
Киров-Чебоксары
В путешествии в Киров, да и собственно в
пребывании в Кирове ничего особенного не было. А машину в сторону Нижнего
я стал ловить рано утром из Кирова, но поймал идущий на Ульяновск грузовик,
который, естественно, ехал на Йошкар-Олу, а потом на Новочебоксарск. Я решил,
что стопом по М7 идти будет проще, и еду до перекрёстка у Новочебоксарска.
У нас война!
Тишина. Автобусная остановка в районе Новочебоксарска. НИ ОДНОЙ МАШИНЫ на М7
в течение почти часа. И тут приходит СМС короткая и очень выразительная:
"У нас война!" от вебмастера сайтов
Россия 3,
Геополитика и
Евразия, поддержкой серверов
которых я занимаюсь. И первая мысль - "Ну раз СМС ещё приходят,
значит это ещё не пиздец. По крайней мере, не Большой Пиздец".
Я вылезаю в сеть - и оказывается, что
началась войнушка с Грузией. Да-да, 8 августа. А на сайте россия3 народ,
который в это самое время оказался в
Осетии - выкладывает прямо таки
репотажи, фото и видео с мест событий. И на примерно двадцатой минуте
этого цирка сервер ложится под нагрузкой, а я с матерком и развевающимися
волосами стучу по клавишам, сидя на скамейке автобусной остановки посреди
степи. И закатное солнце. И у меня не больше двух часов работы на аккумуляторе, и пришлось
запустить пересборку MySQL сервера, ибо критичное для быстродействия
обновление вышло пять дней назад, и я отнюдь не уверен, что этого будет
достаточно...
Чебуреки... Чебоксары.
Сервер был починен, всё стало на свои места,
война пошла своим чередом, а я на ШЕСТИ машинах 4 часа объезжал Чебоксары.
На выезде из этого города застрял я и ещё
двое. И был вечер, и было совсем темно. Применив уже описанный выше
трюк с фонариком, удалось отправить одного автостопщика дальше, а вдвоём
с другим мы встали лагерем и ночевали в лесополосе чуть в стороне от трассы.
Куда ведёт меня...
Утром мой коллега собрался и уехал раньше меня, я же запасся водой и поймал
легковушку до первого поворота на Муром.
На этом повороте стояла длинная череда
бабушек, торгующих мёдом и ягодами, и это решительно улучшало условия стопа,
позволяя завязывать разговор с остановившимися для покупки водителями и
замедляя движение остальных.
Не простояв и получаса, я поймал грузовик,
идущий в Питер и намеревавшийся объезжать Москву по "второй рокадной".
С этим водителем у нас получился
и странный, и весёлый теологический спор. Он искренне говорил, что Бог
хранит его и соглашался со мной в том, что мир прекрасен и добр к нам.
Он говорил, что какое бы ни было зло - оно не больше чем наши ошибки и ошибки
других людей. И что "неизбежное зло" - та же самая истина, что "без ошибок
не проживёшь". Не помню всех подробностей, да и не важно это.
Удивительно цельный и слегка отчаянный человек.
И ехали мы, ориентируясь по ГПС-навигатору.
Однако в карте навигатора поворот был прописан для выезда ИЗ Москвы. В
результате значительно более ранний поворот направо, нужный ему, мы прозевали.
- А ну и ладно, значит проедем по МКАДу! -
сказал он беззаботно.
- Но на МКАДе мы будем около 6 вечера,
и там будет задница! - ответил я.
- Ерунда, с нами Бог! - весело сказал он...
И мы приехали на МКАД, и свернули на север
и доехали до нужного мне и ему перекрёстка с Ленинградским шоссе так,
как будто нет вечерних пробок в Москве. И все машины ехали с нормальной
скоростью. И на автозаправке недалеко от перекрёстка с Ярославкой, пока
он заправлялся, я показывал ему на экране ноутбука фотографии солнечного
затмения и Кунгурской ледяной пещеры.
Спасибо ему.
Дома
Разбирая рюкзак, я обнаружил, что ВСЕ до единой взятые мной вещи, кроме двух
презервативов, мне в самом деле понадобились, и, как правило, ровно
по одному разу.
- Спасибо всем, кто меня подвёз.
- И всем, кто не подвёз.
- И просто всем, кто в Дороге.