Терраформирование Марса по технологиям 1984 года
Краткая сводка сути и примерная хронология проекта
терраформирования Марса, с документацией на который
я имел удовольствие ознакомиться в
1984 году.
Подчеркну - ВСЕ технологии - существующие на 1984 год.
Ни одного "фантастического допущения" (в частности - БЕЗ
расчёта на стоительство космических лифтов, ибо для них
нет материалов). ВСЕ данные о Марсе - на 1984 год, данные
по геологии - максимально пессимистичные (воды практически
нет, есть имеющиеся везде силикаты и окислы железа).
Временные, экономические, популяционные масштабы
- Минимальный срок работы проекта, после которого Марс становится автономной планетой, могущей выжить без поставок с Земли - 120 лет. Шуточный девиз этого периода "Сделаем Бэкап!".
- Запланированный срок поставок с Земли - 600 лет.
- Объём работ в течение этих 600 лет в стоимостном выражении - половина всего промышленного производства Земли (по оценкам на 1984 год)
- Количество переселенцев за это время - около 3-х миллионов человек, практически все - квалифицированные специалисты.
- Потерянных пассажирских кораблей - около 2%
- Потерянных, повреждённых грузов - до 20%
Достигаемое на 600 лет состояние
Главный результат - человек без скафандра на поверхности планеты не погибает немедленно, при некоторых навыках способен выжить (пусть и малое время), а в критических ситуациях и работать. С кислородной маской - работать эффективно.
- Температурный режим на поверхности Марса, в "эффективно жилой зоне" 0-20 градусов широты - от -50 зимой до +20 летом.
- Давление воздуха - 320-360 мм рт. ст., 22-25% кислорода, 0.2% углекислого газа.
- Гидросфера и биосфера обеспечивают круговорот веществ и эффективный прокорм примерно 180 миллионов населения, при максимальных продуктивных возможностях биосферы примерно на 1 миллиард человек (предполагается, что среднюю эффективность фотосинтеза поднять не удастся, а инсоляция Марса ниже земной).
- Начинается создание открытых незащищённых водоёмов.
- К этому моменту построена и ЗАМКНУТА внешняя оболочка из плёнки, дающая удержание части атмосферы от разлетания по мере роста давления и температуры на Марсе. Схема строительства - отдельная песня, это текстом не опишешь. :)
Основные технические решения
На Земле
- Строятся заводы по производству типового оборудования для марсианского проекта.
- Строится несколько электромагнитных катапульт с выходом на высоте 4км или выше, обеспечивающих основной поток марсохозяйственных грузов.
На Марсе
- На планете строится 5 сортов массовых сооружений:
- Заводы по производству производственного оборудования
- Жилые купола
- Биосферные секции
- Заводы по синтезу плёнки и арматуры внешней оболочки
- Заводы по генерации атмосферы
- Основным источником энергии на протяжении первых 120 лет являются поставляемые с Земли в полусобранном незапущенном виде атомные (ураново-плутониевые) реакторы, спуск которых на поверхность Марса - самая ответственная транспортная операция, дабы "не развалилось".
- Основным источником энергии для быта и обеспечения комфорта в автономном состоянии Марса является солнечная энергия.
- Важнейшими занятиями людей на Марсе являются (помимо очевидной работы):
- Геологоразведка - именно её результаты могут изменить СТРАТЕГИЮ всего дальнейшего существования планеты
- Генно-селекционная деятельность - её результаты могут радикально изменить стратегию и тактику создания биосферы.
В пространстве
Производится разведка и, в конечном счёте,
медленная доставка (ионными двигателями)
ледяных астероидов для гидросферы Марса.
По замыканию оболочки
Малые повреждения (полное уничтожение одной грани, одного ребра)
НЕ являются смертельными для оказавшихся под таковыми и НЕ разрушительны.
Разность давлений с двух сторон плёнки у полюсов должна быть как раз
равна удельному весу плёнки. И это единицы мм рт.ст.
Именно в этом случае плёнка и имеет смысл, и реализуема технически.
Поэтому аварийщики, занимающиеся латанием плёнки - это рутинная,
почётная, порой нервная и ВЕСЬМА рискованная (при повреждении двух
соседних узлов каркаса и потере жёсткости соответствующего участка,
работа в практически безвоздушном пространстве и т.п.), но всё-таки
массовая и сравнительно НЕТОРОПЛИВАЯ профессия. Гораздо более
неторопливая, чем наши нынешние МЧС. :)
Кстати, одним из стандартных транспортных и собственно основных
чинящих средств аварийщиков является полужёсткий дирижабль диаметром
более размера грани. Он прибывает к точке, требующей починки,
В КРАЙНЕМ СЛУЧАЕ с естественным током воздуха. Пилот, если
летит на дирижабле, по окончании процесса починки и оставив
материал верхней части дирижабля как новый материал починенной
грани, планирует на оставшейся части дирижабля вниз, на базу.
Таким образом, достигается разумный уровень энергозатрат и
надёжности.
Если кто считает, что дирижабли - небезопасно, НАПОМИНАЮ.
Даже в самых-самых-самых известных, кошмарных и грандиозных
катастрофах дирижаблей БЫЛО много выживших. Сопоставляйте. Думайте. :)