Я не могу сказать,
чо Оскар Уайльд так уж мне нравится. На мой взгляд -
текст "Звёздного мальчика"
- это жёсткое, и довольно примитивное нравоучение о том, что
"следует поступать с другими так, как хочешь, чтобы они поступали с тобой",
и при этом что бы ни произошло - "потом придёт другой".
Тем неожиданнее оказалось, что события
этой повести породили намного более парадоксальные кинопроизведения.
Звёздный мальчик
1957. Мосфильм. Дудоров, Зильберштейн
Театр.
Каждый шаг - продуман режиссёром-театралом. Логика жестка и
страшна. Отверг - наказан. Страдал - понял. Просишь - теперь этого
недостаточно, как бы ты ни раскаялся. Жертвы - уже не хватит.
Чуда. Ждать. Последняя грань,
последняя надежда - на чудо, на невозможное. И оно приходит.
То ли на цыпочках, то ли на котурнах.
Сказка о звёздном мальчике
1983. Беларусьфильм. Режиссёр - Нечаев.
Царство логики.
Холодного расчёта. В котором всё понятно и все - взаимозаменяемы.
Что-то не так с их точки зрения там, на Земле. И они пробуют изменить
ход событий - посылают туда зерно Истины, Порядка - своего ребёнка.
И спокойно смотрят на происходящее. Их не взволновало то, что мать ребёнка
сразу вслед за ним падает такой же звездой на Землю.
То, что происходит далее - не
подчиняется более логике. События приходят из ниоткуда. Шаг влево -
и идёт снег. Шаг вправо - и качнулся маятник Времени. Один жест -
и звучит смех искренний там, где мгновение назад была усмешка человека
без сердца.
Нет прямой связи - "через страдание
ты обретаешь понимание. Через жертву - Истину и прощение." Странно поделены
образы карлика-уродца и мальчика-Звезды. "Они бунтуют. Значит я некрасивая..."
Рассыпалась логичная мозаика событий
Оскара Уайльда и подчёркнуто-театральный пафос фильма 1957 года. И сверкают
- Чувства. Те самые, что отвергнуты в царстве логики и порядка.
Смотрите! Внимательный взгляд просит
уже не равенства - но Совпадений. Не сюжета - но Сказки. Не причин, но
действий. И высверкивает, как
нимб над головой
нищенки - то
бал из фильма "Золушка", то базарная драка из "Города Мастеров", то
эхом речей Тибальда - "А действительно - ЕСТЬ ли там правда - на Земле?".
Эхом Сказки Странствий Марты и Мая - "Я обошла всю Землю..."
И какая разница, какой фильм снят раньше?
Вне времени катаются дети на катке и летит стрела в непуганную лань.
Всё так же танцует на площади - то ли для стражников, то ли для всех,
цыганка... египтянка... сравните эти два соседних кадра:
c вот этим:
И вот ещё одна пара кадров:
"Notre Dam de Paris" 1956.
"Теперь
никто во Вселенной не бросит камень в наше созвездие..."