Фильмы о Звёздном Мальчике. Рецензия-размышление

     Я не могу сказать, чо Оскар Уайльд так уж мне нравится. На мой взгляд - текст "Звёздного мальчика" - это жёсткое, и довольно примитивное нравоучение о том, что "следует поступать с другими так, как хочешь, чтобы они поступали с тобой", и при этом что бы ни произошло - "потом придёт другой".
     Тем неожиданнее оказалось, что события этой повести породили намного более парадоксальные кинопроизведения.

Звёздный мальчик

1957. Мосфильм. Дудоров, Зильберштейн
     Театр. Каждый шаг - продуман режиссёром-театралом. Логика жестка и страшна. Отверг - наказан. Страдал - понял. Просишь - теперь этого недостаточно, как бы ты ни раскаялся. Жертвы - уже не хватит.
     Чуда. Ждать. Последняя грань, последняя надежда - на чудо, на невозможное. И оно приходит. То ли на цыпочках, то ли на котурнах.

Сказка о звёздном мальчике

1983. Беларусьфильм. Режиссёр - Нечаев.
     Царство логики. Холодного расчёта. В котором всё понятно и все - взаимозаменяемы. Что-то не так с их точки зрения там, на Земле. И они пробуют изменить ход событий - посылают туда зерно Истины, Порядка - своего ребёнка. И спокойно смотрят на происходящее. Их не взволновало то, что мать ребёнка сразу вслед за ним падает такой же звездой на Землю.
     То, что происходит далее - не подчиняется более логике. События приходят из ниоткуда. Шаг влево - и идёт снег. Шаг вправо - и качнулся маятник Времени. Один жест - и звучит смех искренний там, где мгновение назад была усмешка человека без сердца.
     Нет прямой связи - "через страдание ты обретаешь понимание. Через жертву - Истину и прощение." Странно поделены образы карлика-уродца и мальчика-Звезды. "Они бунтуют. Значит я некрасивая..."
     Рассыпалась логичная мозаика событий Оскара Уайльда и подчёркнуто-театральный пафос фильма 1957 года. И сверкают - Чувства. Те самые, что отвергнуты в царстве логики и порядка.
     Смотрите! Внимательный взгляд просит уже не равенства - но Совпадений. Не сюжета - но Сказки. Не причин, но действий. И высверкивает, как нимб над головой нищенки - то бал из фильма "Золушка", то базарная драка из "Города Мастеров", то эхом речей Тибальда - "А действительно - ЕСТЬ ли там правда - на Земле?". Эхом Сказки Странствий Марты и Мая - "Я обошла всю Землю..."
     И какая разница, какой фильм снят раньше? Вне времени катаются дети на катке и летит стрела в непуганную лань.


Всё так же танцует на площади - то ли для стражников, то ли для всех, цыганка... египтянка... сравните эти два соседних кадра:

c вот этим:

И вот ещё одна пара кадров:


"Notre Dam de Paris" 1956.

     "Теперь никто во Вселенной не бросит камень в наше созвездие..."


© 2003 Sergej Qkowlew

[ hosted by GFNS | IT Resources | Battle Abyss Online | Strelvas | Service Realty | New Pencioner | Hemuli | Demchenko | RAUG ]