Другие Берега. Ролевая игра 2018 года.


В сентябре в Подмосковье, в красивейшем месте прошла атмосферная ролевая игра “Другие берега”, по мотивам произведений русской эмигрантской литературы, прежде всего – Набокова и Газданова.
Другие берега. Игра 2018 года. Фото Веры Грязевой

Главным мотивом игры было осмысление роли тех, кто покинул Россию в годы Революции и Гражданской войны, в судьбе русского народа, их места в русской культуре, сути их переживаний и смысла их Выбора.

Основой, фундаментом для этого послужила атмосфера двух приёмов, на который собрались поэты, писатели, художники, другие представители русской творческой интеллигенции.

Другие берега. Игра 2018 года. Фото Веры Грязевой

1914

Первый приём проходил в особняке на Каменном острове в Санкт-Петербурге, в 1914 году, за несколько месяцев до начала Первой мировой войны. В условиях, когда мирная жизнь русского общества ещё ни в малейшей степени не нарушена, не изуродована. Хотя многим памятна и Русско-Японская война, и Первая Русская революция 1905-1907 года (и кое кто из присутствующих в ней даже участвовал). Слово “большевик”, которым представляется депутат Государственной Думы, ещё не обрело своего поистине грозного значения, а термины “русский” и “подданный Российской Империи” звучали ещё почти как синонимы.

Другие берега. Игра 2018 года. Фото Веры Грязевой

Читали стихи, говорили об искусстве, играли в шахматы, рассказывали анекдоты. Были цыгане с медведем. Была удивительная игра в Минотавра и его Лабиринт.

Безвременье

А дальше – гости и хозяева приёма разъезжались в бездну Безвременья, с высвеченными посреди этой тьмы четырьмя блоками воспоминаний, каждое из которых представляли в виде театрального перформанса конкретные персонажи. Это были и личные воспоминания конкретных людей, и коллективные воспоминания, общие сразу для нескольких персонажей.

Другие берега. Игра 2018 года. Фото Веры Грязевой
Разнообразие форм представлений – от наивно-возвышенной смерти под пулями, до тонкой психодрамы. Видеоролики и танец среди свечей. И зрители могли вмешаться, для чего зажечь в руке и поднять свечу. Даже после слова “Занавес!” звучало порой “Нет, в зале свеча!”, и личные воспоминания переплетались, становились общими.

Очень разные причины и пути. Как будто демоны нашёптывали порой “ты здесь не нужен, ты должен бежать!”.
Был один символический, общий на всех пароход, в трюме которого в полной темноте покидали Родину все персонажи…

Все перипетии 20 лет жизни персонажей невозможно было, конечно, пересказать и описать. Но ключевые, важные события – да, именно они звучали прежде всего.

Выходя из трюма корабля в свет, получая нансеновский паспорт (как большинство эмигрантов той эпохи), расставаясь с драгоценными, нежно любимыми вещами и воспоминаниями, оживали и ЖИЛИ.

1934

Второй же приём – в Париже, в особняке посла Испании во Франции, в 1934 году. Русская супруга посла, меценатка и большая почитательница русской культуры, в 1914 году ей было всего лишь 17 лет. Пригласила в основном знакомых ей людей, но как-то так удивительно получилось, что собрались сюда все те, кто был тогда в 1914…

Другие берега. Игра 2018 года. Фото Веры Грязевой

И тут все общие переживания, весь огромный смысловой пласт, накопленный за 20 лет жизни персонажей и за одну ночь Безвременья и перформансов игроками, стали сплетаться воедино.

Выбор

О том же, что произошло дальше – сцена финального выбора.

Четыре основных пути:

  1. Те, кто не мыслили себе России без возрождения прежней жизни пошли на сотрудничество с любыми силами, способными сокрушить большевиков. И с Германией.
  2. Были те, кто отправился за Мечтой – в основном, в Америку.
  3. Многие остались во Франции и стали, в сущности, французами. Позже, в годы Второй мировой войны они повели себя очень по разному, и многие – очень достойно. Судьба того же Деникина – один из самых известных примеров.
  4. И были те, кто сквозь любые годы, гимны и лозунги слышали зов Родины, сколь бы страшно и больно ни было: “Те кто любит меня, за мной!” – и возвращались в СССР.

Последний враг да истребится – смерть.

Фото сделанные на игре Верой Грязевой.
Видео – фрагмент фильма “Идиот” режиссёра Акиро Куросава по роману Ф.М. Достоевского.
Автор текста – Сергей Яковлев, специально для “Русской Силы”.

См. также:
Аналитический отчёт об игре